Краснодар:
|
погода |
16.06.2023, 09:00
Исчерпывающее руководство по выбору правильной спецодежды для покупки
16.06.2023, 08:57
Исчерпывающее руководство по покупке раскладного дивана: повышение комфорта и удобства
13.06.2023, 08:55
10.01.2018, 16:07
Как будет работать система оплаты коммунальных счетов напрямую РСО?
26.09.2016, 13:17
В Фонде "Институт экономики города" состоялось очередное заседания "Дискуссионного клуба" на тему "Формирование рынка доступного жилья". |
Мероприятие проводилось при содействии Российской Гильдии Риэлторов. Вела заседание президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Борисовна Косарева, руководитель рабочей группы Центра стратегических разработок по созданию нормативной базы формирования рынка доступного жилья. В заседании участвовали вице-президент Российской Гильдии Риэлторов Константин Николаевич Апрелев и директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики России Сергей Иванович Круглик. |
Темой для обсуждения послужило недавнее принятие пакета законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. По словам Надежды Косаревой, изначально пакет состоял из 27 законопроектов. Но на сегодняшний день государственные мужи приняли 25. В основном все законы вступают в силу с 1 января либо в первом квартале 2005 года. |
Работа над пакетом проводилась в необычном для наших законодателей и политиков проектном виде. В ней участвовали представители государственной власти, местного самоуправления, делового сообщества и эксперты. |
Наши законодатели подсчитали, что по числу норм этот пакет может попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Да и в практике работы Госдумы такого комплексного, объемного документа еще не было. Это уникальный случай и новый подход к решению проблем на рынке жилья. |
Весь блок законов был поделен на 5 основных направлений. |
Первое . жилищная политика. Этот раздел представляет Жилищный кодекс РФ. Действующий до недавнего времени ЖК РСФСР, не имел ничего общего с реальной жизнью. В нашей стране остро стоит вопрос с обеспечением очередников жилплощадью. Однако, не всегда квартиры получали нуждающиеся. В новом кодексе говорится о том, что, государство будет предоставлять бесплатное жилье только малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Для всех иных слоев общества будут создаваться условия для того, чтобы люди могли самостоятельно приобретать, строить, арендовать жилье на рынке. |
Второй блок законов направлен на увеличение платежеспособного спроса населения. На данный момент в России лишь 12,5 % населения могут прибрести жилье за счет своих средств или с помощью долгосрочного кредита. По прогнозам аналитиков, к 2010 году количество платежеспособных граждан увеличиться до 30%. Принятые законы создают все условия для развития ипотечного кредитования, снижения ставок на этом рынке, повышения доступности кредитов, а также, создаются условия для длительных форм финансирования граждан, в том числе, защита прав участников долевого строительства. Эксперты прогнозируют, что к 2007 году банки смогут полностью удовлетворить платежеспособный спрос населения на ипотечный кредиты. Надо заметить, что в этой части законы приняты на 100%. |
В третий блок входят законы, связанные с увеличением предложений на рынке жилья. В первую очередь это Градостроительный кодекс, который решает чрезвычайно важную проблему. Он переводит в публичное, прозрачное русло систему территориального планирования градостроительного регулирования. На сегодня чиновники-бюрократы сами решают, кому, где и что строить. Новый кодекс вводит использование законодательных публичных процедур. Муниципалитет принимает правила землепользования и застройки в виде нормативного правового документа, в котором определяются все нормы по участкам и застройке. |
К сожалению, то, что касается вопроса увеличения объемов жилищного строительства и создания условий для этого, не в полной мере было принято законодателями. По многим существенным проблемам пришлось идти на компромиссы. Например, чрезвычайно важный вопрос для демонополизации строительного рынка. Тут же возникает вопрос доступа к земельным участкам. Сегодня муниципалитеты имеют в своих руках ресурсы земли. По сущности, пользуясь непрозрачными процедурами, они регулируют доступ на рынок. По предложению разработчиков, земля для жилищного строительства должна предоставляться исключительно на открытых аукционах. К тому же, предлагалось оформлять землю только в собственность, для того чтобы застройщик имел возможность в последствии заложить ее в банк и взять кредит для строительства жилья. Но эта поправка не прошла, теперь согласно закону можно приобретать как собственность, так и в аренду. К сожалению, вступление в действие нормы, по которой землю реализуют через аукционы, отложено до октября. А значит, девять месяцев муниципалитеты будут распределять землю по отработанным непрозрачным схемам. Также не удалось принять нормативный документ о государственной экспертизе и госконтролю за строительством. Концепция не была поддержана законодателями. |
Еще одна больная тема законодателей - обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. У нас земли в стране очень много. Поселениями занят лишь 1% территории. На привлечение средств частных инвесторов в этот сектор экономики было разработано 2 законопроекта . Об инвестиционных соглашениях в коммунальной сфере и О тарифном регулировании . |
Четвертый блок законов направлен на регулирование инфраструктуры рынка жилья, снижение транзакционных издержек, а также, касается совершенствования регистрационной системы, усиление прав добросовестных приобретателей жилья, отмена требований обязательного нотариального удостоверения договоров ипотеки. |
Пятый блок . налоговый. В связи с бюджетным процессом он был принят еще летом, но вступил в силу с 1 января 2005 года. Налоговый блок создает максимально оптимальные, эффективные условия для существования жилищного рынка. В нем, лишь закон О налоге на недвижимость принят в первом чтении, и его дальнейшее рассмотрение отложено на 1 квартал 2005 года. По мнению Косаревой, налог этот чрезвычайно важный, потому что он создает условия для общей заинтересованности муниципалитетов в реализации новой жилищной политики. Поскольку строя жилье, местные власти увеличивают свою налоговую базу. |
Так выглядит результат полуторагодичной работы законодателей и разработчиков. Из этого можно сделать вывод, что этот пакет законов создает уникальные условия в нашей стране для большого прорыва в решении жилищной проблемы. Остаются нерешенными вопросы законодательной поддержки увеличения объема жилищного строительства. Есть уверенность, что часть из них будет решено в первом квартале 2005 года. Принять их надо обязательно, иначе в России могут возникнуть проблемы. Так спрос будет стимулироваться быстрее, чем роста предложений жилья. Соответственно это может привести к росту цен на жилье. Чего не хотелось бы никому. |
|
Комментарии
Что бы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, ты вы можете получить его прямо сейчас!