Краснодар:
|
погода |
16.06.2023, 09:00
Исчерпывающее руководство по выбору правильной спецодежды для покупки
16.06.2023, 08:57
Исчерпывающее руководство по покупке раскладного дивана: повышение комфорта и удобства
13.06.2023, 08:55
10.01.2018, 16:07
Как будет работать система оплаты коммунальных счетов напрямую РСО?
26.09.2016, 13:17
Хаотичная застройка Москвы, над которой смеются питерцы, самих москвичей нисколько не раздражает. Они привыкли к нелогичному расположению некоторых домов, к их подчас странному виду и даже гордятся, что у Белокаменной такая непростая топография.
Необычные объекты часто становятся предметом изучения специалистов и "героями" архитектурных экскурсий.
Дом-"Сороконожка" на Беговой улице. Архитектор: Андрей Меерсон | |
Вслед за первой "сороконожкой" неподалеку появились другие дома подобной "рациональной" стилистики, построенные советскими архитекторами. В конце 60-х годов прошлого века у станции метро "ВДНХ", неподалеку от гостиницы "Космос", появился жилой дом на эффектных опорах, тут же прозванный москвичами "сороконожкой". 25-этажный гигант укреплен на сваях, и издалека кажется, что он еле держится на своих тоненьких ножках. Дом отличается нестандартной планировкой: при входе в квартиру вместо привычного коридора - "салоны", откуда можно попасть в изолированные комнаты, так что проходных помещений в "сороконожке" нет. Единственный его недостаток - очень низкие потолки.
Примерно в то же время выросли "сороконожки" на улицах Смоленской и Беговой (архитектор последней - Андрей Меерсон). Авторов этих домов вдохновляли картины мегаполисов, растворенных в окружающей среде, и домов, крадущих минимум территории и оставляющих человеку пространство для широких тротуаров и детских площадок. (Ле Корбюзье переболел этими идеями еще в 20 - 30-е годы, но к нам они пришли только с хрущевской "оттепелью".) По большому счету, "сороконожки" отличались от хрущевских и брежневских коробок без верха и низа только своими "ногами". Но и этого вполне хватило, чтобы попасть в московскую историю.
Дом "Корабль", он же - "Титаник", "Дом атомщиков" или "Дом холостяков" по Большой Тульской ул., 2 | |
Как раз поблизости от "Титаника" находятся важнейшие памятники рационалистской архитектуры: дом-коммуна "1-е Замоскворецкое объединение" на нынешней ул. Лестева (авторы - Георгий Вольфензон и др., 1925 - 1929), "корбюзеанское" общежитие для студентов текстильного института на ул. Орджоникидзе (архитектор - Иван Николаев, 1929 - 1930) и "Дом нового быта", больше известный как "Дом аспиранта и стажера" (архитекторы - Николай Остерман и др., 1969).
За проект дома-коммуны на ул. Лестева, соседа знаменитой Шуховской телебашни, его автор Георгий Вольфензон получил вторую премию на объявленном в 1926 году конкурсе Моссовета. Задачу конкурсантов сформулировали тогда предельно четко: город нуждается в новом типе жилья на 750 - 800 человек, предназначенного "для одиноких либо семей, не ведущих обособленного хозяйства". В связи с этим индивидуальными кухнями в творении Вольфензона наделили исключительно обитателей двух- и трехкомнатных квартир. Но и это - так, на всякий пожарный. Строители светлого будущего вообще-то не должны были отягощать себя заботами ни о хлебе насущном, ни о воспитании малолетних чад. В доме-коммуне для них имелись общественная столовая, детский сад, ясли, зал собраний, комнаты для работы кружков, а на плоской крыше - солярий и гимнастическая комната.
В восьмиэтажном жилом корпусе по ул. Орджоникидзе, 8/9 когда-то располагались сотни маленьких комнат площадью по 6 кв. м, рассчитанных на двоих. По ночам в них должен был подаваться озонированный воздух, днем же вход был запрещен. Второй (трехэтажный) блок предназначался для учебы, общения и принятия пищи. Под утопическую программу жизни в коммуне как-то не нашлось прогрессивного студенчества, и дом приспособили под обычное общежитие. Потом зачахло и оно: сейчас в жилом корпусе ветер рвет полиэтилен на выбитых окнах-сотах, а в учебном одиноко орудует "Шиномонтаж".
В те же годы в 5-м Донском проезде появился еще один образчик коммунального стиля, на этот раз студенческий, на две тысячи "человеко-единиц". Архитектор Иван Николаев поделил 8-этажный спальный корпус на маленькие соты, напоминающие своими размерами (2,7 на 2,39 м) скорее карцер, чем человеческое жилье. В каждой такой клетушке помещались две койки. Зато в "общественном" корпусе имелись: столовая (на 500 мест), залы для занятий с раздвижными перегородками (на 500), читальный зал (на 150), детский сад (на 100 детей)... Этот улей, в котором за минувшие десятилетия обитало не одно поколение студентов, - яркая иллюстрация к тому, как мы могли бы жить сегодня, если бы социальная утопия осуществилась... Дом-коммуну за всю его долгую жизнь ни разу не приводили в порядок, и сегодня он на глазах превращается в трущобу.
Как, впрочем, и знаменитый дом-коммуна для работников Наркомфина на Новинском бульваре. По задумке автора, Моисея Гинзбурга, 8-этажный параллелепипед жилого корпуса на уровне второго этажа соединяется переходом со спортзалом, столовой, читальней и другими заведениями так называемого "общественного блока". Комнаты для одиночек и малометражные квартиры отличались аскетизмом. Однако в коммуне для советских финансистов все же запроектировали и жилье для больших семей. И даже - квартиры в двух уровнях, пусть маленькие и по нынешним меркам не сильно комфортабельные, зато вполне экстравагантной планировки: гостиная с примыкающей к ней чисто символической крохотной кухней-нишей была двухсветной, спальня с санузлом размещались на антресолях.
ДК "Каучук" (ул. Плющиха, 64) - это клуб химиков, который сам походит на сложное органическое соединение. За круглым фасадом, опоясанным двумя лестницами, скрывается кирпичная коробка с асимметричными зубцами на крыше. Архитектор Константин Мельников придумал здесь много всего интересного. Например, "двигающиеся стены": с их помощью зрительный зал клуба увеличивался, поглощая соседние помещения. Эти стены долго не могли соорудить, а потом выяснилось, что пазы для них при строительстве заложили кирпичом. Сейчас ДК делят между собой "Арт-центр на Плющихе" и ресторан "Золотой дракон".
Здание Рабочего клуба им. Русакова (ул. Стромынка, 6) по форме напоминает огромную шестеренку: три зубца-выступа, нависающие над землей, - это балконы зрительного зала. 10 лет назад клуб передали в аренду театру Романа Виктюка, но инвестора для ремонта не нашлось. Так что сейчас жизнь там теплится только в левом крыле, отданном ресторану "Бакинский дворик". Через него можно попасть внутрь и рассмотреть погибающее фойе: пол усыпан кусками дерева и штукатурки, зрительный зал тоже выглядит не лучшим образом, а балконы-выступы со временем рискуют обвалиться на головы любопытствующих.
Комментарии
Что бы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, ты вы можете получить его прямо сейчас!