почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
20
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:
RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование


Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

Новости недвижимости
Спецодежда - это универсальная и практичная одежда, которая обеспечивает комфорт, функциональность и стиль. В этом руководстве мы рассмотрим ключевые факторы, которые необходимо учитывать при покупке комбинезона, чтобы вы приняли взвешенное решение...
Если вы хотите максимально расширить функциональность своего жилого пространства или обеспечить комфортное спальное место для гостей, купить раскладной диван - разумный выбор. Раскладной диван предлагает лучшее из двух миров, работая...
Прихожая является своеобразной визитной карточкой жилья, поэтому к ее обустройству следует подходить основательно. И здесь особое внимание необходимо уделять выбору мебели, ведь помещение должно быть не только эстетически привлекательным, но и...
 
Интересное в недвижимости
Закон, который позволит жителям оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющую компанию, должен заработать в следующем году. Как это отразится на собственниках, сайту "РИА Недвижимость" рассказал...
Нужно сначала сделать замеры и потом выбрать мебель, или наоборот? Выбор мебели редко происходит моментально, в режиме - пришел, увидел, купил. Иногда люди начинают присматривать мебель в самом начале ремонта или в его завершающей стадии....
Рынок аренды всегда был насыщен недобросовестными дельцами, а в кризисные и нестабильные времена, как известно, аферисты имеют свойство активизироваться. Представители риелторских компаний рассказали "РИА Недвижимость"...
16.06.2006, 08:40   версия для печати
Стратегия развития строительного комплекса Краснодарского края до 2010 года
Стратегия развития строительного комплекса Краснодарского края определяет общие подходы, цели и задачи для удовлетворения потребности внутреннего рынка в современных строительных материалах, изделиях и конструкциях, повышения эффективности их производства, обеспечения развития необходимых мощностей по выпуску конкурентоспособной импортозамещающей продукции.

По имеющимся прогнозам в несколько раз возрастут объёмы строительства во всех отраслях экономики - промышленности, ТЭК, АПК, транспорте и связи, санаторно-курортном комплексе. Такими же темпами будет развиваться жилищное строительство, социальная и коммунальная инфраструктура.

В Стратегию включены мероприятия по реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" и краевой целевой программы "Жилище" на 2005-2010 годы.

Стратегия определяет направления развития строительной отрасли на период до 2010 года и является базисом для формирования и разработки непосредственно самой стратегии развития строительного комплекса края с привлечением консалтинговой компании "РОЭЛ Консалтинг" (г. Москва)

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем реализации инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.

1. Современное состояние строительного комплекса края

Строительный комплекс края - это те отрасли и сферы деятельности, которые напрямую затрагивают интересы большинства жителей Кубани. Он охватывает строительство, стройиндустрию и промышленность стройматериалов, дорожное хозяйство, а также инженерную защиту берегов Чёрного и Азовского морей на территории Краснодарского края.

Строительный комплекс является одним из важнейших секторов экономики края. В нём создаётся 14% регионального валового продукта и формируется до 10% всех налоговых поступлений в бюджетную систему.

В составе строительного комплекса работают 253 крупные подрядные организации, 71 крупное предприятие стройиндустрии и промстройматериалов, 27 ведущих проектных организаций и свыше 7 тысяч предпринимательских структур. В настоящее время в строительном комплексе занято более 170 тысяч человек - это 1/12 часть всего трудоспособного населения края.

По основным показателям деятельности строительный комплекс Краснодарского края занимает ведущие позиции в масштабах Южного федерального округа:
- в общих объёмах подрядных работ доля Краснодарского края за последние 5 лет возросла с 42% в 2000 году до 49,8% в 2004 году и составила в абсолютном выражении 54,6 млрд. руб.;
- в общих объёмах выпуска продукции промышленности строительных материалов доля Краснодарского края за последние 5 лет возросла с 33,3% в 2000 году до 40,8% в 2004 году и составила в абсолютном выражении 9,97 млрд. руб.;
- в объёме ввода жилья доля Краснодарского края стабильно составляет 35-38%;
- доля предприятий Краснодарского края в общем выпуске цемента в ЮФО за последние 5 лет возросла до 41,1%, а кирпича - до 33,7%.

Темпы роста объёмов подрядных работ после значительного увеличения в 2000 году по сравнению с 1999 годом (в 2,3 раза) к 2004 году стабилизировались и составили 20,8%. Ежегодные темпы роста объёмов подрядных работ за последние 5 лет также опережали средние показатели по Южному федеральному округу на 20% в 2000 году и на 8,7% в 2004 году.

Темпы роста объёмов выпуска промышленной продукции в Краснодарском крае по итогам деятельности в 2004 году составили 121,9% против 108,9% в ЮФО (на 12% больше).

В масштабе Российской Федерации доля строительного комплекса Краснодарского края составляет:
- в общем объёме подрядных работ - 3,3-4,0%;
- в объёме выпуска промышленной продукции - 0,35-0,4%;
- в общем объёме ввода жилья - 4,3-4,9%.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
результатов строительной деятельности за 2004 год

Наименование показателей 2003 год 2004 год
всего в % к 2003 году
Инвестиции в основной капитал, млрд.руб. 78,0 91,0 103*
Объём СМР, млрд.руб. 45,2 54,6 104*
Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м,

в том числе индивидуальными застройщиками 1580
1580

1167
1810

1295
115

111
Производство строительной продукции, млрд.руб. 9,0 9,9 106*
*в сопоставимой оценке

2. Цели и задачи Стратегии развития

Целями Стратегии являются формирование экономики строительной отрасли края, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата как на уровне комплекса, так и на уровне края в целом, укрепление конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик комплекса, и в конечном итоге, укрепление внутренней и внешней безопасности Краснодарского края.

В социальной сфере Стратегия ориентирована на реализацию федеральных и краевых программ и инвестиций в области градостроительства и переустройства сельских населенных мест, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и гражданского назначения (здравоохранения, культуры и спорта, образования, бытовой принадлежности).

В производственной сфере Стратегия направлена на:
- создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса края на основе инновационных технологий, архитектурно-строительных систем, структур объемно-планировочных и конструктивных решений для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей;
- развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, соответствующих нормативным требованиям, и формирование рынка добросовестной конкуренции;
- обеспечение потребностей капитального строительства в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции, отвечающих спросу различных по платежеспособности групп потребителей.

Указанные цели предполагают решение следующих задач:
В жилищном строительстве - ликвидация тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем, переход к интенсивному восстановлению и воспроизводству на основе разработки и реализации эффективных социальных и научно-технических программ и проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Решение перечисленных задач требует:
- увеличения объемов многоэтажного строительства в крупных городах и плотности застройки в связи с быстрым ростом стоимости земельных участков на городской территории;
- развития малоэтажного строительства в двух перспективных направлениях - малоэтажной высокоплотной застройки и строительства развивающихся одноквартирных жилых домов.

Кроме того, получат развитие жилые комплексы, включающие увеличенную внеквартирную инфраструктуру. Для коммерческого жилья будут применяться индивидуальные проекты жилых домов и жилых комплексов с повышенным комфортом проживания за счет насыщенности квартир инженерным оборудованием, увеличением состава подсобных помещений и объектов инфраструктуры.

В рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2005-2010 годы в прогнозируемом периоде произойдут качественные изменения строящегося и реконструируемого жилья. Прежде всего, будет осуществлен переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций. В городах, в основном, будут строиться новые жилые дома повышенной комфортности.

Для решения проблемы социального, в том числе бесплатного жилья, будет использоваться существующий жилищный фонд с обязательной его реконструкцией - повышением уровня комфортности квартир, энергоэффективности жилых домов, экологической безопасности жилой застройки и развитием в ней сети объектов социальной сферы услуг.

В производственном строительстве - создание новых и реконструкция действующих и ранее законсервированных объектов, входящих в состав предприятий и промышленных узлов, с использованием гибких и универсальных объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих быструю приспосабливаемость зданий и сооружений к изменению технологических процессов.

Для решения этих задач необходимо обеспечить:
- разработку рациональных унифицированных параметров зданий и сооружений, в том числе сборных модулей, планировочных и конструктивных схем, обеспечивающих при строительстве и эксплуатации объектов размещение и функционирование высокопроизводительного оборудования и гибких автоматизированных систем и роботокомплексов для различных производств промышленности и сельского хозяйства;
- применение эффективных материалов, в том числе высокопрочных легких бетонов на пористых заполнителях, клееной древесины, высокопустотных керамических камней, легких металлических конструкций, полимерных изделий, негорючих деатемных утеплителей, а также материалов на базе рационального использования техногенных отходов промышленного производства;
- для сейсмоопасных районов края использование наукоемких систем и методов предупреждения массовой деформации застройки, технических решений, технологий и оборудования усиления оснований и фундаментов, упрочнения слабых зон грунта;
- снижение приведенной массы зданий, сокращение сроков строительства зданий и сооружений производственного назначения.
В производстве строительных материалов - обеспечение строительного рынка Краснодарского края и ЮФО высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах необходимой надежности и долговечности.

Для решения указанных задач необходимо:
- провести обновление основных фондов предприятий промышленности строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения;
- обеспечить выпуск высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий;
- добиться снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;
- создать на принципиально новой технологической основе производство листового стекла и сырьевую базу для стекольного производства;
- обеспечить рациональное использование минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;
- привлечь необходимые инвестиции для модернизации действующих производств, ввода новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
- обеспечить организацию и сотрудничество с Ассоциациями производителей отраслевой продукции.

Приоритетные направления развития отдельных видов продукции промышленности строительных материалов ориентированы на создание новых мощностей и модернизацию действующих предприятий, обеспечивающих на основе применения ресурсо - и энергосберегающих технологий массовое производство следующих строительных материалов, изделий и конструкций:
- высокоэффективные теплоизоляционные материалы на основе стекловолокна, перлитов, базальтов, диатомитов, пеностекла;
- новые типы вяжущих и цементов, не требующих тепловой обработки при производстве бетонных конструкций изделий;
- кровельные и гидроизоляционные материалы на основе атмосферостойких каучуков, полимерных мастичных составов, обеспечивающих повышение в 2 - 3 раза их долговечности и морозостойкости;
- керамическая, цементно-песчаная и металлическая черепица улучшенного качества;
- эффективный керамический кирпич, изделия из ячеистых бетонов, гипса, природного камня, пористой и другой строительной керамики, выполненной на базе переработки минерального сырья горнодобывающей промышленности;
- новые отделочные материалы - облегченные гипсоволокнистые и гипсокартонные листы, быстротвердеющие мастики, линолеум и ковролин на экологически чистых основах;
- строительное стекло широкой номенклатуры, включая архитектурное, декоративное, закаленное стекло с откидными многослойными покрытиями, строительный триплекс.

Особо важно, для перспективного развития промышленности строительных материалов края, осуществления стратегического планирования в области расширения номенклатуры видов и увеличения объемов производства продукции, организовать разработку краевой программы минерально-сырьевой базы до 2010 года, включающей оценку наличия запасов полезных ископаемых, пригодных для применения в строительстве, определения их объемов добычи и переработки в сырье и полуфабрикаты, принципы технического перевооружения и реконструкции предприятий горнодобывающей промышленности.

3. Реализация мероприятий Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Краснодарском крае и пути развития жилищного строительства

В Краснодарском крае в 2004 году достигнут максимальный за последнее десятилетие ввод в эксплуатацию жилья -1,8 млн. кв. метров. По объёмам и масштабам жилищного строительства Краснодарский край лидирует в Южном федеральном округе и занимает 4 место среди регионов России.

25 мая 2005 года на сессии Законодательного Собрания края была принята краевая целевая программа "Жилище" на 2005-2010 годы, основная идея которой - создание условий, обеспечивающих доступность жилья для разных категорий граждан.

В связи с этим программные мероприятия разделены на два основных блока:
- мероприятия по снижению стоимости жилья, развитию ипотеки, увеличению объемов жилищного строительства;
- обеспечение жильем очередников и отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством.

Основой Программы является повышение доступности жилья.

В программе использованы следующие механизмы удешевления стоимости строительства:
1. Предоставление под строительство доступного жилья подготовленных земельных участков. В этих целях формируется единый реестр земельных участков, имеющих инженерные коммуникации.
2. Применение типовых проектов жилых домов, удешевляющих стоимость строительства, в том числе проектов быстровозводимых жилых домов, из экономичных материалов, внедрение технологий так называемых "растущих домов", привязка их к конкретной местности и административная поддержка в подготовке исходно-разрешительной документации.
3. Предоставление подготовленных земельных участков, обеспеченных проектами только для строительства доступного жилья.
4. Применение различных форм государственной поддержки на краевом уровне:
субсидирование части стоимости квартиры при ипотечном жилищном кредитовании для отдельных категорий граждан;
выделение субсидий молодым семьям;
налоговые льготы для застройщиков;
субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным организациями на жилищное строительство.

Кроме того, предусмотрены следующие меры:
- работа с банковскими структурами по снижению процентной ставки и размера первого взноса по ипотечным кредитам, привлечению средств финансовых компаний, корпораций, негосударственных пенсионных фондов и других инструментов финансового и фондового рынков;
- снижение административных барьеров при получении земельного участка, упрощение процедуры и сокращение сроков его оформления;
- привлечение прогрессивных технологий домостроения, включая быстровозводимые здания, применение современных экономичных строительных материалов, таких как пенобетон, полистиролбетон, эффективные утеплители, сухие строительные смеси и другие.

Проведение этих мероприятий позволит значительно снизить стоимость одного квадратного метра нового жилья, создать конкуренцию на рынке жилищного строительства, снизить цены на вторичном рынках жилья и повысить доступность жилья для основных групп населения.

В 2005 году рабочей группой Президиума Госсовета РФ был подготовлен и рассмотрен на Президиуме доклад "Реализация программ строительства жилья и развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", в котором была обоснована необходимость дальнейшей реализации новой государственной жилищной политики в рамках приоритетного Национального проекта. По итогам этого обсуждения Президентом Российской Федерации были даны поручения о подготовке к реализации приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и создании Национального Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике.

Следующим шагом на пути достижения поставленной стратегической цели должна стать практическая реализации приоритетного Национального проекта в течение 2005-2010 гг. (подготовительный этап - 2005 г., первый этап - 2005-2007 гг., второй этап - 2008-2010 гг.).

Целью приоритетного Национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
2) создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
3) обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.

Данные задачи обеспечивают достижение результатов по пяти основным направлениям реализации Национального проекта:
1) развитие жилищного кредитования населения и рынка жилья;
2) развитие жилищного строительства;
3) совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
4) предоставление социального жилья;
5) исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

В рамках Национального проекта на первом этапе реализации (2006-2007 гг.) выделены четыре приоритета:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- повышение доступности жилья;
- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
- выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.

Механизмом реализации этой поддержки должна стать модифицированная Федеральная целевая программа "Жилище" на период 2006-2010 гг. и входящие в ее состав подпрограммы:
- "Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе";
- "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой";
- "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
- "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".

Основным "узким звеном" на пути увеличения объемов жилищного строительства является отсутствие земельных участков, обеспеченных необходимой инженерно-коммунальной инфраструктурой.

С целью устойчивого сохранения в 2006-2010 гг. темпов увеличения объемов жилищного строительства на уровне 11-13%, которые являются минимально необходимыми для удовлетворения платежеспособного спроса населения, необходимо обеспечить бюджетную поддержку этого процесса.

Прогноз жилищного строительства основан на следующих критериях:
- суммарно до 2010 года включительно построить 19,1 млн. кв. м и довести ежегодный объем ввода жилья до 5,2 млн. кв. м;
- до 2008 года включительно должно быть построено 9,4 млн. кв. м жилья, причем в этот период будут полностью выполнены задачи краевой программы "Жилище" - 7,3 млн. кв. м жилья;
- в 2006 году должно быть введено в эксплуатацию 2,5 млн. кв. м жилья, что на 660 тыс. кв. м больше, чем было введено в 2005 году;
- увеличение показателя обеспеченности жильем в расчете на одного жителя с 19,3 кв. м в 2005 году до 22,4 кв. м к 2010 году (итоговый среднероссийский показатель - 21,7 кв. м на человека).

Существующий жилой фонд в крае оценивается в количестве 96,8 млн. кв. м и к 2010 году он увеличится до 116,4 млн. кв. м с учетом планируемого выбытия 1 млн. 550 тыс. кв. м.

В целях ускоренного решения жилищной проблемы в крае обеспечить темпы годового прироста объемов жилья в 2006 году на уровне 36%, в 2007-2008 годах на уровне 20%, в 2009-2010 годах - 15%, что в 2-3 раза выше среднероссийского уровня, запланированного в концепции Национального проекта.

Общая расчетная стоимость капвложений для реализации жилищной программы до 2010 года составит более 370 млрд. рублей, причем только в 2006 году необходимо привлечь и освоить около 33 млрд. рублей. Из планируемых 2,5 млн. кв. метров в рамках программы "Жилище" необходимо построить 1,4 млн. кв. метров жилья, что составляет 56% или более 18 млрд. рублей.

Прогноз увеличения объемов жилищного строительства на период 2006-2010 гг., необходимого для достижения установленных показателей, приведен в таблице.

Прогноз жилищного строительства в Краснодарском крае

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Примечание
Ввод жилья, млн. кв. м 1,84 2,5 3,1 3,8 4,5 5,2 Общий ввод за 2006-2010 гг. 19,1 млн. кв. м
в т.ч. в рамках краевой програм-мы "Жилище"   1,4 2,4 3,5 - - Всего 7,3 млн. кв. м
Удельная стоимость строительства, руб./кв.м 11500 13200 15300 18160 21500 24560  
Расчетная стоимость строительства (без инженерных сетей), млрд. руб. 20,9 33,0 47,4 69,0 96,8 127,7 Всего общая стоимость строительства в 2006-2010 гг. 373,9 млрд. руб.
Выбытие жил. фонда, млн. кв. м 0,05 0,15 0,3 0,3 0,3 0,45 Всего 1,55 млн. кв. м
Жилищный фонд края, млн.кв. м 98,6 101,0 103,8 107,3 111,5 116,3  
Население, млн. чел. 5,10 5,12 5,14 5,16 5,18 5,20  
Обеспеченность, кв. м/ чел 19,3 19,7 20,2 20,8 21,5 22,4  

Структура жилищного строительства по конструктивным системам в последние три года характеризуется следующими показателями:
- кирпичные и каменные жилые дома - 1200 тыс. кв. м (66,3%);
- крупнопанельное и объемно-блочное строительство - 336 тыс. кв. м (18,6%);
- монолитные и сборно-монолитные жилые дома - 112 тыс. кв. м (6,2%);
- прочее жилье (смешанные системы) - 161 тыс. кв. м (8,9%).

Для достижения в 2010 году объемов ввода жилья до 5,2 млн. кв. м от промышленности строительных материалов и стройиндустрии края потребуется обеспечить:
- ввод мощностей быстровозводимого жилья до 1300 тыс. кв. м (новое строительство);
- увеличение выпуска изделий КПД и ОБД до 620 тыс. кв. м на существующих 8-ми предприятиях;
- увеличение объемов кирпичного и каменного строительства в 1,5 - 2 раза до 2300 тыс. кв. м за счет увеличения выпуска кирпича и мелких блоков до 1000 млн. шт. за счет повышения коэффициента мощности действующих предприятий с 66 до 80% и ввода новых мощностей;
- увеличение объемов монолитного и сборно-монолитного жилья до 980 тыс. кв. м.

Соответствующий рост потребности в местных строительных материалах (цемент, железобетонные изделия, нерудные материалы и др.) будет обеспечен за счет краевых ресурсов.

В настоящее время в малоэтажном индивидуальном строительстве в России находят применение следующие основные конструктивные системы: крупнопанельные и монолитные из железобетона; крупноблочные и мелкоблочные из керамзитобетона, шлакобетона и других материалов; кирпичные; деревянные (брусчатые, каркасные, панельные) и комбинированные на основе совместного использования перечисленных систем. Анализ показывает, что из общего объема жилищного фонда на долю домов из кирпича, камня и бетона приходится около 36%, из дерева - 31%, из прочих материалов - 33%. При этом в новом строительстве полносборные дома на основе бетонных материалов (крупнопанельные, крупноблочные) составляют 14%, дома из мелкоштучных материалов - 48%, деревянные и прочие - 38%.

В целом в индивидуальной жилищной застройке целесообразно использование следующих конструктивных систем:
- на основе древесины;
- из мелких элементов;
- из полносборных железобетонных элементов;
- монолитные и сборно-монолитные;
- из легких металлических конструкций;
- быстровозводимые, транформирующиеся, "растущие дома" и др.

В целях обеспечения потребностей жителей края в доступном жилье необходимо организовать на территории края строительство 5 - 6 заводов по производству конструкций для быстровозводимых домов суммарной мощностью 1 - 1,5 млн. кв. м в год. Такие заводы целесообразно разместить в городах Краснодар, Новороссийск, Славянск-на-Кубани, Гулькевичи, Туапсе, Апшеронск. Определены поставщики быстровозводимых жилых домов, которые в течение 2006 года готовы разместить на территории края технологические линии по изготовлению конструкций домов, стоимость строительства 1 кв. м которых не превышает 400 долл. США.

Ипотечное жилищное кредитование

За 2005 год ОАО "Кубанское ипотечное агентство" по стандартам АИЖК (федерального агентства) выдано 257 кредитов на общую сумму более 140 млн. рублей. В течение года проконсультировано более 11 тыс. человек.

В 2006 году ОАО "Кубанское ипотечное агентство", в соответствии предложениями федерального агентства по ипотечному кредитованию (ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"), в состоянии выдать 1285 кредитов, предложенных к рефинансированию, на сумму 534 млн. рублей, что составит соответственно 38% и 31 % от запланированных объемов в целом по ЮФО.

4. Основные направления развития промышленности строительных материалов и изделий, поиск точек роста

Строительная индустрия и промышленность строительных материалов - это важнейшая часть строительного комплекса, в неё входят свыше 720 хозяйствующих субъектов, где занято свыше 28 тысяч работающих. Имеется достаточно солидный количественный состав предприятий:
домостроительные предприятия - 8
заводы сборного железобетона - 44
комбинаты строительных материалов - 5
предприятия нерудных материалов -15
кирпичные заводы - 58
цементные заводы - 3

Промышленность строительных материалов края занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по производству цемента (первое место); кирпича и материалов на основе гипса (второе место); асбоцементного шифера (третье место); сборного железобетона (пятое место).

Многие виды выпускаемых материалов соответствуют высоким сертификационным требованиям (цемент, гипс, гипсокартон, керамический кирпич, щебень из гравия).

Вместе с тем, в настоящее время в крае нет производства строительного стекла, минеральных утеплителей, линолеума, асбоцементных труб. В ограниченном количестве выпускаются сантехкерамика, мягкая кровля, современные отделочные и лакокрасочные материалы. Поставки этой продукции из других регионов вызывают удорожание строительства.

Производство основной строительной продукции в 2004 году

Наименование видов строительных материалов и изделий Единица измерения 2003 год 2004 год
всего в % к 2003 году
Цемент тыс.тонн 2812 3121 111
Сборный железобетон тыс.куб.м 781 812 104
Стеновые материалы,
в т.ч. кирпич строительный
млн.штук.
млн.штук.
737
581
708
558
96
96
Нерудные строительные материалы тыс.куб.м 6400 7170 112
Пористые заполнители (керамзит) тыс.куб.м 150 138 92
Известь строительная тыс.тонн 44,6 39,2 88
Гипс строительный тыс.тонн 339 367 108
Листы гипсокартонные млн.кв.м 40,9 41,2 101

Необходимая потребность в материально-технических ресурсах для выполнения жилищной программы до 2010 года по основным позициям составит:
- цемента - около 1 млн. тонн;
- кирпича и стеновых материалов - 700 млн. штук;
- щебня и гравия - 3 млн. куб. метров;
- песка - 3 млн. куб. метров;
- пиломатериалов - 900 тыс. куб. метров;
- бетона и раствора - 1 млн. куб. метров.

Анализ существующей ситуации в строительном комплексе указывает на то, что потенциал стройиндустрии, промышленности строительных материалов, подрядных мощностей и, особенно, минерально-сырьевой базы достаточен для решения поставленных задач.

4.1 Развитие производства цемента, гипса и сухих строительных смесей

4.1.1. Цемент

Цементная промышленность является базовой отраслью строительного комплекса края, от которого зависит решение проблем воспроизводственных процессов, социальных вопросов, в частности строительство жилья, объектов здравоохранения, просвещения и культуры.

Основными направлениями развития цементной промышленности Краснодарского края являются новое строительство и реконструкция действующих производств с целью увеличения мощностей и переводу производств на энергосберегающий "сухой" способ выпуска цемента.

На строительство жилья в крае в 2005 году было потреблено около 0,4 млн. тонн цемента. При увеличении объемов ввода жилья в 2,7 раза в 2010 году потребление цемента в год должно составить около 1,0 млн. тонн.

Построенная в 2005 году ООО "Атакайцемент" (г. Новороссийск) первая очередь по производству цемента мощностью 0,6 млн. тонн покроет в 2006 году потребности строительного комплекса края.

Ввод мощностей в 2006-2010 годах в ходе строительства и реконструкции составит в общем объеме 2,93 млн. тонн цемента по энергосберегающему "сухому способу", в том числе:

1) ООО "Атакайцемент" (г. Новороссийск) -1,9 млн.

1.1) Ввод в эксплуатацию первой линии по производству цемента по "сухому" способу мощностью 0,6 млн. тонн цемента в 2006 году;
-выпуск цемента в 2006 году составит 0,25 млн. тонн, в 2007 году - 0,48 млн. тонн, в 2008 году и далее выход на 0,51 млн. тонн в год;
-объем производства продукции в 2006 году составит 350 млн. руб., в 2007 году - 720 млн. руб., в 2008 году - 830 млн. руб.
- в консолидированный бюджет края в 2006 году дополнительно поступит 1,5 млн. руб., в том числе: налог на имущество - 0,5 млн. руб., НДФЛ - 1,0 млн. руб. Кроме того, ожидается поступление налога на прибыль по отрасли "Оптовая торговля" за счет реализации выпускаемого цемента через созданный торговый дом ООО "Атакай - Цемент".

1.2) Ввод в эксплуатацию второй линии по "сухому" способу производства цемента мощностью 1,3 млн. тонн цемента в 2008 году;
-выпуск цемента в 2009 году составит 0,9 млн. тонн, в 2010 году - 1,1 млн. тонн и далее выход на 1,1 млн. тонн;
-объем производства продукции в 2009 году составит 1570 млн. руб., в 2010 году - 2070 млн. руб.
-увеличение численности работающих в 2009 году на 660 человек.

2) ОАО "Новоросцемент" (г. Новороссийск):
- увеличение мощности на цементном заводе "Первомайский" с 0,6 до 1,2 млн. тонн цемента в 2008 году и перевод его на классический "сухой" способ производства без увеличения численности работающих;
- выпуск цемента в 2008 году возрастет на 450 тыс. тонн;
- объем производства продукции в 2008 году возрастет на 730 млн. руб.

3) ОАО "Верхнебаканский цементный завод" (г. Новороссийск):
- увеличение мощности по выпуску цемента с 0,23 до 0,66 млн. тонн цемента в 2009 году без увеличения численности работающих;
- увеличение выпуска цемента в 2009 году с 200 до 360 тыс. тонн, в 2010 году с 360 до 540 тыс. тонн;
- увеличение объема производства на 280 млн. руб. в 2009 году и на 340 млн. руб. в 2010 году.

В 2005 году мощности по выпуску цемента составляли 4,34 млн. тонн (в том числе: ОАО "Новоросцемент" - 4,11 млн. тонн и ОАО "Верхнебаканский цементный завод - 0,23 млн. тонн), и к 2010 году они возрастут до 7,27 млн. тонн или в 1,7 раза.

При достижении значения коэффициента использования мощностей по выпуску цемента, равного 0,9, выпуск цемента в 2010 году составит более 6,5 млн. тонн в год.

Потребность хозяйствующих субъектов и населения Краснодарского края в цементе в 2003-2005 годах составляла до 1,8 млн. тонн в год. С учетом удвоения объема выполненных строительно-монтажных работ в 2010 году, в том числе и доведение объема ввода жилья до 5,2 млн. кв. метров в год, потребуется 3,9 млн. тонн цемента. Вся потребность в цементе будет покрываться за счет краевых производителей, а 2,6 млн. тонн будут реализовываться за пределы края в РФ, СНГ и на экспорт.

4.1.2. Гипс

Гипсовое производство в крае представлено одним предприятием - "Кубанский гипс - КНАУФ", выпустившим в 2005 году гипса 393,5 тыс. т или 106,1% к 2004 году, листов гипсокартонных - 41,9 млн. кв. м или 101,7%, сухих строительных смесей - 102,8 тыс. т или 156,0%. В 2005 году достигнута проектная мощность по производству гипса и изделий из него. Более 80% продукции из гипса вывозится за пределы края. Потребности строительного комплекса в гипсе и изделиях из него будут полностью удовлетворены и до 2010 года.

Для увеличения объемов продукции, вывозимой из края в другие регионы России и страны СНГ, с учетом уникальности Шедокского гипсового месторождения, совладельцами фирмы "Кнауф" принято решение о строительстве в 2007 году нового завода с целью удвоения объемов выпускаемой продукции в целом. При этом будет достигнуто увеличение выпуска сухих строительных смесей со 100 до 350 тыс. т в год или в 3,5 раза и гипсокартонных листов на 20-35% с доведением объемов выпуска до 50-55 млн. кв. м в год.

4.1.3. Сухие строительные смеси

Мировой и отечественный опыт использования сухих строительных смесей показал их высокую эффективность и преимущества по сравнению с традиционными методами проведения работ:
-повышение производительности труда от 1,5 до 5 раз в зависимости от вида работ, механизации;
-снижение материалоемкости по сравнению с традиционными технологиями в три - десять раз;
- стабильность составов и, как следствие, повышение качества работы;
- длительность срока хранения;
- возможность транспортировки и хранения при отрицательных температурах.

В 2004 году в Мостовском районе ОАО "Кубанский гипс-Кнауф" был введен завод сухих строительных смесей на основе гипсового вяжущего, в 2005 году завод вышел на проектную мощность и выпустил 100 тыс. тонн высококачественных сухих строительных смесей широкой номенклатуры на основе гипсового вяжущего, которые вытеснили из края турецкую продукцию, как неконкурентную по цене. Однако потребность строительного рынка края в сухих строительных смесях на основе цемента и известняка удовлетворялась поставщиками из-за пределов края.

В связи с этим Стратегия предусматривает строительство мощности по выпуску сухих строительных смесей на основе цемента и известняка - цеха по производству сухих строительных смесей ООО "Элен и Компания-2" (ст. Динская)
- окончание строительства цеха по производству сухих строительных смесей мощностью 45 тыс. тонн/год в первом квартале 2006 года ;
- достижение показателя выпуска сухих строительных смесей в 2006 году 25 тыс. тонн в год, в 2007 году 45 тыс. тонн в год;
- достижение объема производства 98,4 млн. руб. в 2006 году; 190,4 млн. руб. в 2007 году;
- создание рабочих мест в количестве 13 человек в 2006 году;
- в консолидированный бюджет края дополнительно поступит налоговых платежей в сумме 0,380 млн. руб.

4.2. Развитие производства стеновых материалов

В последние годы в России, и в частности в Краснодарском крае, происходит динамичное развитие жилищного строительства, что требует расширения номенклатуры производства стеновых материалов, повышения их эффективности с точки зрения сохранения тепла, снижения стоимости и возможности использовать в их производстве местные сырьевые ресурсы.

В 2003-2005 годах мощности по выпуску стеновых материалов и кирпича составляли 1108 м.у.к., выпуск 2005 года - 680 м.у.к., коэффициент использования мощностей - 61,4%.

Реализация программы "Жилище" предусматривает увеличение объемов кирпичного и каменного строительства в 1,5 - 2 раза или до 2300 тыс. кв. м в год, что потребует от производителей увеличение выпуска стеновых материалов на 200 - 260 млн. штук и доведение ежегодного выпуска до 880-940 млн. штук.

При достижении значения коэффициента использования мощностей по выпуску стеновых материалов 82-85% в 2006 году выпуск стеновых материалов может составить 910-940 м.у.к. и возрастет на 230-260 м.у.к.

Окончание строительства первой линии по производству кирпича в ООО "Адербиевский кирпичный завод" (г. Геленджик) позволит:
- ввести в эксплуатацию в 2006 году производство керамического кирпича пластичного формования мощностью 15 млн. штук в год;
- с достижением показателя выпуска кирпича в 2006 году 7,0 млн. штук, в 2007 году 13,5 млн. штук в год;
- обеспечить достижение объема производства 21,35 млн. руб. в 2006 году, 44,26 млн. руб. в 2007 году;
- обеспечить дополнительные поступления в консолидированный бюджет края в 2006 году 0,86 млн. руб.

Для повышения конкурентно способности краевых производителей в соответствии со Стратегией до 2010 года предусматривается строительство новых кирпичных заводов, оснащенных энергосберегающим оборудованием, по выпуску кирпича общей мощностью 131 м.у.к.:

1) Второй линии по производству кирпича в ООО "Адербиевский кирпичный завод" (г. Геленджик):
- строительство второй линии завода по производству керамического кирпича пластичного формования мощностью 15 млн. штук в год в 2007 году;
- достижение показателя выпуска кирпича в 2007 году 7,5 млн. штук, в 2008 году 13,5 млн. штук в год;
- достижение объема производства 24,6 млн. руб. в 2007 году, 46,94 млн. руб. в 2008 году;
- создание рабочих мест в количестве 40 человек в 2007 году и доведение их до 60 человек в 2008 году.

2) Кирпичного завода ОАО "Славянский кирпич" (г. Славянск-на-Кубани, х. Галицин)
- строительство завода в 2008 году по производству лицевого керамического кирпича светлых тонов пластичного формования мощностью 36 млн. штук в год;
- достижение показателя выпуска кирпича в 2009 году 18 млн. штук, в 2010 году 32 млн. штук в год;
- достижение объема производства 92,2 млн. руб. в 2009 году, 173,72 млн. руб. в 2010 году;
- создание рабочих мест в количестве 240 человек, в том числе: 168 человек в 2009 году и 72 человека в 2010 году.

3). Кирпичного завода ООО "Кирпичный завод" (г. Горячий Ключ)
- строительство завода по производству керамического кирпича полусухого формования мощностью 30 млн. штук в год в 2009 году;
- достижение показателя выпуска кирпича в 2009 году 15 млн. штук, в 2010 году 27 млн. штук в год;
- достижение объема производства 49,1 млн. руб. в 2009 году, 93,68 млн. руб. в 2010 году;
- создание рабочих мест в количестве 82 человек, в том числе: 60 человек в 2009 году и 22 человека 2010 году.

4) Кирпичного завода ЗАО "Завод строительных материалов" (г. Тимашевск);
- строительство завода по производству лицевого керамического кирпича пластического формования мощностью 50 млн. штук в год; окончание строительства во втором квартале 2008 года;
- достижение показателя выпуска кирпича в 2009 году 25 млн. штук, в 2010 году 45 млн. штук в год;
- достижение объема производства 81,83 млн. руб. в 2009 году, 156,14 млн. руб. в 2010 году;
- создание рабочих мест в количестве 320 человек, в том числе: 224 человека в 2009 году и 96 человек 2010 году.

С целью повышения качества выпускаемого силикатного кирпича, стратегия предусматривает модернизацию производства силикатного кирпича ОАО "Силикат" (г. Гулькевичи), что позволит:
- довести действующие мощности завода до 90 млн. усл. кирпича (м.у.к.) в год в 2007 году;
- достичь показателя выпуска кирпича в 2007 году 60 м.у.к. (увеличение выпуска на 26 м.у.к.) и в 2008 году - 80 м.у.к. (увеличение выпуска на 20 м.у.к.);
- достичь объема производства 185,76 млн. руб. в 2007 году (увеличение объема производства на 80,4 млн. руб.) и 162,54 млн. руб. в 2008 году (увеличение объема производства на 65,64 млн. руб.).

4.3. Развитие производства крупнопанельного домостроения

В настоящее время доля возводимого в крае крупнопанельного жилья составила 18,6%. Это связано с завершением перехода восьми предприятий крупнопанельного домостроения на производство ширококорпусных домов на основе переработки типовых серий. Одновременно с этим организовано производство материалов и изделий для малоэтажного и индивидуального строительства с использованием местных сырьевых ресурсов.

В 2004 году выпуск изделий объемно-блочного и крупнопанельного домостроения составил 336 тыс. кв. м или 144,2% к 2003 году. В 2005 году - 271 тыс. кв. м или 80,6% к аналогичному периоду 2004 года.

Из анализа потенциала предприятий объемно-блочного и крупно-панельного домостроения следует, что выпуск изделий ОБД и КПД может составить до 620 тыс. кв. м жилья в год. Основной объем (около 60%) приходится на г. Краснодар (ЗАО СКФ "ДСК" и ЗАО "ОБД").

Для сокращения транспортных расходов, связанных с доставкой продукции домостроения к предполагаемому месту строительства, департаментом проведено зонирование территории края и разработаны предложения по прикреплению муниципальных образований к производителям.

Основными направлениями в реформировании предприятий индустриального домостроения края являются:
- освоение производства изделий и конструкций для зданий различных архитектурно-строительных систем, в том числе каркасных, сборно-монолитных, смешанных и других;
- развитие монолитного и сборно-монолитного домостроения и повышение качества за счет проведения организационных мер, расширения использования в строительном процессе отечественных технологий, опалубки, машин и механизмов;
- расширение производства эффективных материалов и изделий для малоэтажного и индивидуального жилищного строительства и продукции общестроительного назначения с использованием местных строительных материалов и энергосберегающих технологий.

Для повышения конкурентно способности краевых производителей в соответствии со Стратегией предусматривается строительство новых производств, оснащенных энергосберегающим оборудованием, по выпуску бетонных изделий и тротуарной плитки общей мощностью 145,4 тыс. куб. м.

ООО "Выбор-С" (г. Новороссийск):
1) Строительство новой линии итальянской фирмы "ОМС" в г. Новороссийске по производству двухслойной декоративной неармированной плитки на основе мраморной крошки мощностью 540 тыс. кв. метров или 15,4 тыс. куб. м в год;
- достижение показателя выпуска плитки в 2006 году - 480 тыс. кв. метров;
- достижение объема производства в 2006 году - 72,0 млн. руб.;
- создание рабочих мест в количестве 15 человек в 2006 году.
- в консолидированный бюджет края в 2006 году дополнительно поступит 0,500 млн. руб.

2) Строительство нового завода немецкой фирмы "HESS" (линия RH 2000 SVA) по производству стеновых блоков, бордюров и тротуарной плитки методом гиперпрессования высокого качества и эстетических свойств 130 тыс. куб. метров в год в 2006 году;
- ввод мощности по выпуску бетонных изделий в третьем квартале 2006 года;
- достижение показателя выпуска бетонных изделий в 2006 году - 115 тыс. куб. метров;
- достижение объема производства в 2006 году - 207 млн. руб.;
- создание рабочих мест в количестве 40 человек в 2006 году;
- в консолидированный бюджет края в 2006 году дополнительно поступит 0,750 млн. руб.
- создание многопрофильных строительных объединений, осуществляющих полный цикл строительства зданий, сооружений и инфраструктуры, что позволяет самостоятельно осуществлять инвестирование реконструкции и перепрофилирования предприятий индустриального домостроения (группа компаний Краснодарского завода "ОБД", в состав которой в 2005 году вошел "Агропромстройкомбинат Гулькевичский").

4.4. Развитие производства теплоизоляционных материалов

Решение проблем энергоснабжения не может быть обеспечено без применения высокоэффективных теплоизоляционных материалов.

Несмотря на то, что в последние годы в Российской Федерации вопросу расширения номенклатуры и повышения качества теплоизоляционных материалов уделяется значительное внимание, на строительном рынке ощущается дефицит таких материалов.

Основным видом производимых в России утеплителей являются минераловатные изделия, доля которых в общем объеме производства составляет более 65%. Около 8% приходится на стекловатные материалы, 20% - на пенопласты, 3% - на ячеистые бетоны.

В связи с тем, что в крае в незначительных количествах производятся пенопласты и ячеистые бетоны, на строительном рынке имеется дефицит высокоэффективных теплоизоляционных материалов.

Развитие производства теплоизоляционных материалов в рассматриваемом периоде будет вестись в следующих направлениях:

1.Строительство новых предприятий по производству теплоизоляционных материалов широкой номенклатуры. Для развития производства теплоизоляционных материалов в Краснодарском крае предлагается проект "Строительство завода по производству теплоизоляционных изделий из базальтового волокна мощностью 45 тыс. куб. м в Мостовском районе":
- строительство мини-завода по производству теплоизоляционных изделий из базальтового волокна мощностью 45 тыс. куб. м в 2008 году;
- выпуск теплоизоляционных изделий из базальтового волокна 40 тыс. куб. м. в 2009 году;
- объем производства теплоизоляционных изделий из базальтового волокна в сумме 23,0 млн. руб. в 2009 году.
- создание рабочих мест в количестве 30 человек в 2009 году.

2. Реконструкция предприятий с заменой технологического оборудования и расширение номенклатуры выпускаемых изделий. ООО "Кубаньстройполимер" (Динской район) производство несъемной опалубки из пенополистирола обеспечивающей энергосбережение, низкую трудоемкость строительно-монтажных работ.
- строительство цеха по производству несъемной опалубки из пенополистирола мощностью 60 тыс. куб. м в 2005 году и ввод его в эксплуатацию во втором квартале 2006 года.
- выпуск несъемной опалубки из пенополистирола 40,5 тыс. куб. м в 2006 году
- объем производства несъемной опалубки из пенополистирола 47,8 млн. руб. в 2006 году.
- создание дополнительных рабочих мест в количестве 4 человека в 2006 году;
- в консолидированный бюджет края в 2006 году дополнительно поступит 0,173 млн. руб.

3. Развитие производства теплоизоляционных изделий на основе ячеистых автоклавных и безавтоклавных бетонов

ЗАО "СЭНЭМИ" (г. Краснодар) планирует увеличение мощности по производству неавтоклавного газобетона за счет:
- реконструкции цеха по производству неавтоклавного газобетона с увеличением мощности с 7,3 тыс. куб. м. в 2005 году до 73 тыс. куб. м. в 2006 году;
- увеличения выпуска неавтоклавного газобетона с 2,8 тыс. куб.м. в 2005 году до 58,4 тыс. куб. м. в 2007 году.

По основному виду осуществляемой деятельности ЗАО "СЭНЭМИ" относится к отрасли "Промышленность", и налоговые платежи зачисляются департаменту промышленности и лесных ресурсов Краснодарского края. В результате завершения реконструкции цеха по производству неавтоклавного газобетона и выходу на проектную мощность будет изменен основной вид деятельности, после чего зачисление налоговых платежей предприятия будет производиться по отрасли "Строительство".

4.5. Повышение конкурентоспособности строительной продукции

Стратегия предполагает, что для повышения конкурентоспособности строительной продукции на внутреннем и мировом рынках необходимо провести институциональные преобразования, главными направлениями которых являются:
- реформирование предприятий;
- поддержка малого предпринимательства;
- развитие интегрированных структур.

Меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности производства и конкурентоспособности строительной продукции:
- формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения прогрессивных технологий и создания производств наукоемких видов продукции;
- совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения с целью создания выгодных условий для развития высокотехнологичных направлений;
- обеспечение приоритетности государственной поддержки наукоемких технологий и стимулирования производственно-технологических преобразований.

5. Развитие минерально-сырьевой базы

В Краснодарском крае создана сравнительно мощная минерально-сырьевая база, большая часть предприятий обеспечена разведанными запасами сырья на дальнюю перспективу (15-40 лет). Достаточно велики запасы цементного сырья, гипсового и известкового камня, строительного камня, песчано-гравийных материалов и кирпично-черепичных глин. Проблемы с обеспечением этими видами сырья в ряде районов связаны с крайне неравномерным распределением запасов по территории края, а в ряде случаев, с пониженным качеством сырья.

В крае отсутствуют запасы минерального сырья для производства сантехнической и облицовочной керамики, огнеупоров, магнезиальных вяжущих, вспученных лёгких заполнителей (перлита, вермикулита), изделий из асбеста.

На основании проведённых исследований имеются достаточные предпосылки прогнозировать возможность создания собственной сырьевой базы основных компонентов стекольной промышленности (кварцевых песков, известняков), минераловатного производства (базальты), более слабые предпосылки отмечены в отношении тугоплавких глин.

Технический уровень оборудования отрасли отстает от мирового, низка степень автоматизации производственных процессов. В отрасли ощущается постоянная нехватка оборудования, ряд прогрессивных машин и оборудования в нашей стране не выпускается.

Предприятия не имеют средств для приобретения нового оборудования, создания новых технологических линий, замены вышедшего из строя основного оборудования, хотя его износ находится на уровне 70-80 %.

Срок службы карьеров измеряется десятилетиями. Закладываемые в проект технологии не всегда предусматривают возможность выпуска продукции, которая будет востребована через 25-30 лет.

Стратегия развития горной подотрасли промышленности стройматериалов включает:
- разработку стратегии реконструкции существующих производств и обновление основных фондов промышленных предприятий, в связи с их значительным износом;
- разработку и производство нового поколения технологического оборудования и приборов;
- техническое перевооружение и реконструкцию действующих карьеров, дробильно-сортировочных заводов, обогатительных цехов и др. с учетом изменений качества сырья и требований к продукции;
- комплексное использование минерального сырья, включающее разработку техногенных месторождений, увеличение производства материалов из отсевов дробления, разработку обводненных месторождений на полную глубину без водопонижения;
Существующие балансовые запасы нерудных материалов (цементного сырья, песка, глины, песчано-гравийных смесей, гипса) в сотни раз превышают ежегодные потребности, поэтому их более чем достаточно для реализации стратегических задач.

На 1 января 2006 года мощности предприятий по выпуску нерудных строительных материалов составляют более 15 млн. куб. м при коэффициенте использования мощностей 48,2%.

Обеспеченность разведанными и утвержденными запасами песчано-гравийных смесей, песка и строительного камня (802,7 млн. куб. м), при планируемом увеличении добычи нерудных материалов, в среднем составит около 65 лет. Существующие мощности горнодобывающих предприятий края также позволяют увеличить выпуск нерудных строительных материалов.

Обеспеченность минерально-сырьевой базы
для производства строительных материалов до 2010 года

Основные виды полезных ископаемых Ед. изм. Потребность
по видам
до 2010 г.
Балансовые
запасы
Добыча
(прогноз)
Дефицит
Цементное сырье тыс. т. 8640 748750 8820 отсутствует
Песок тыс. м3. 430 42040 440 отсутствует
Глина для производства керамзита тыс. м3. 85 20600 90 отсутствует
Глина для производства кирпича тыс. м3. 1220 150190 1230 отсутствует
Песчано-гравийные отложения тыс. м3. 3600 516700 3700 отсутствует
Морская ракушка тыс. т. 60 32044 60 отсутствует
Гипс тыс. т. 370 63800 490 отсутствует
Облицовочный камень тыс. м3. 7 760 8 отсутствует

В целях осуществления приоритетных инвестиционных проектов строительного комплекса, таких как строительство завода по выпуску листового полированного флоат-стекла в Темрюкском районе Краснодарского края, завода по производству теплоизоляционных изделий из базальтового волокна в Мостовском районе необходимо реализовать инвестиционные проекты строительства горно-обогатительных заводов, общий объем требуемых инвестиций - 10 млн. долларов США.

Также Стратегия предусматривает реализацию инвестиционных проектов строительства завода по производству высокопрочного щебня, карьера по добыче строительного камня и организацию дробильно-сортировочного комплекса в Абинском районе, стоимостью 5 млн. долларов США.

В целях укрепления минерально-сырьевой базы в 2006 году департаментом предусмотрено из средств краевого бюджета финансирование проведения геологоразведочных работ на сумму 10 млн. руб. в пяти районах края для последующей организации производства минеральной ваты, высокопрочного щебня, песчано-гравийных смесей, песка, а также цементного сырья в районах Туапсе и Сочи.

6. Инвестиционное развитие строительного комплекса

Концепцией стратегии развития строительного комплекса предусматривается осуществление целенаправленных действий для поиска и привлечения 140 млрд. рублей для реализации инвестиционных проектов, находящихся в приоритетном поле департамента строительства. Реализация этих проектов позволит обеспечить дополнительное поступление налогов в краевую казну в сумме более 500 млн. рублей в год и создать более 5000 рабочих мест. Кроме того, в результате реализации проектов будет достигнут значительный мультипликативный эффект. Приоритетные инвестиционные проекты представлены в перечне.

ПЕРЕЧЕНЬ приоритетных инвестиционных проектов строительного комплекса Краснодарского края, планируемых к реализации в 2005-2010 годах

Наименование инвестиционного проекта Стоимость проекта, млн.долл.США Срок окупаемости, (лет)
Производство кирпича и стеновых материалов
1. Строительство кирпичного завода в Апшеронском районе 3,8 2,6
2. Реконструкция и расширение производства ООО "Адербиевский кирпичный завод" в г. Геленджик    
3. Реконструкция ОАО "Силикат" - приобретение пресса KSE 400 1,3 5,0
4. Реконструкция завода по производству керамического кирпича в г.Тимашевске 9,0 2,5
5. Создание производства по выпуску бетонных изделий на автоматизированной линии "Вибропак" в Гулькевичском районе    
Производство цемента
6. Реконструкция и расширение производства цемента по сухому способу на ООО "Атакайцемент" в г. Новороссийске 80,0 4
Производство строительного стекла
7. Создание замкнутого технологического комплекса по выпуску стекольных песков и листового полированного флоат-стекла в Темрюкском районе Краснодарского края 70,0 6,0
Производство теплоизоляционных материалов
8. Строительство мини-завода по производству теплоизоляционных изделий из базальтового волокна в Мостовском районе 1,0 2,5
Добыча и переработка полезных ископаемых (минерально-сырьевая база)
9. Строительство завода по производству высокопрочного щебня в Абинском районе 4,9 7,0
10. Строительство карьера по добыче строительного камня и организация дробильно-сортировочного комплекса в Абинском районе 1,1 2,0
Строительство гражданских и жилых комплексов
11. Строительство социально-жилищного комплекса в г.Славянск-на-Кубани 75,2 -
12. Строительство жилого комплекса на ул. Кубано-Набережная в г.Краснодаре 63,5 8
13. Строительство подземного пешеходного перехода в парк"Ривьера" (перекресток улиц: Егорова, Гагарина, Виноградная и Красноармейская) и административного комплекса в Центральном р-не г.Сочи 8,7 -
14. Строительство делового центра с представительством краевых органов исполнительной власти в Центральном районе города Сочи (ул. Орджоникидзе) 9,8 6
15. Строительство апарт-комплекса на 280 мест в Хостинском районе г.Сочи 9,5 6
16. Строительство гостиничного развлекательного комплекса в Адлерском районе г.Сочи 9,5 5
Строительство автомобильных дорог
17. Строительство платной автомобильной дороги I технической категории Абинск-Кабардинка 514,0 8

7. Экономические механизмы и условия реализации Стратегии

Основным механизмом реализации Стратегии является комплекс мер по активизации инвестиционной деятельности в строительстве, включающий:
- концентрацию государственных инвестиций на объектах, обеспечивающих внедрение новых градостроительных принципов, архитектурно-строительных систем, технологических, объемно-планировочных и конструктивных решений;
- повышение уровня координации и качества управления инвестициями, реализуемыми в рамках адресной инвестиционной программы и Федеральных целевых программ, направленных на повышение экономического благосостояния страны, конкурентоспособности строительной продукции;
- активное использование механизмов снижения инвестиционных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их результатов до стадии коммерческого освоения;
- усиление инвестиционной направленности в деятельности рынка ценных бумаг в целях совершенствования механизма межотраслевого перелива капитала;
- совершенствование и расширение лизинговой деятельности.

Стимулирование инвестиций в основной капитал должно осуществляться за счет реализации следующих мероприятий:
- разработка экономического механизма вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;
- разработка и внедрение мероприятий по стимулированию вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс;
- использование возможности некапиталоемкого роста за счет загрузки простаивающих производственных мощностей;
- уменьшение числа посредников между инвесторами, производителями и потребителями строительной продукции;
- усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности;
- совершенствование управления пакетами акций акционерных обществ;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под зданиями и сооружениями;
- государственное регулирование амортизационной политики;
- вывод из хозяйственного оборота неиспользуемых основных фондов, регулирование применения ускоренной амортизации; - контроль и гибкое государственное регулирование импорта технологий, машин и оборудования при реализации инвестиционных проектов;
- создание условий, способствующих использованию корпоративных облигаций в качестве источника привлечения инвестиций; - разработка и внедрение механизмов ипотечного жилищного кредитования.

8. Этапы реализации Стратегии

Сложность и многомерность поставленных задач, а также их временная взаимоувязанность обусловливает целесообразность выделения нескольких этапов реализации стратегии.

На первом этапе (2006 - 2007 гг.) необходимо осуществить следующие мероприятия:
- создать условия для привлечения необходимых инвестиций на модернизацию действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
- осуществить комплекс мер по экономической инвентаризации основных фондов, анализу возможностей их эффективного использования, с выделением ненужных предприятию объектов и выводом их в последующем из хозяйственного оборота;
- провести комплексную оценку состояния жилищного фонда посредством введения механизма паспортизации жилых помещений и разработать программу (подпрограмму) реконструкции домов первых массовых серий, не подлежащих сносу;
- разработать схемы привлечения внебюджетных инвестиций для реализации пилотных проектов по реконструкции жилых домов первых массовых серий, не подлежащих сносу, включая средства собственников жилых помещений;
- осуществить реорганизацию экономически бесперспективных производств и перепрофилирование предприятий на выпуск продукции, поль

Источник:

Комментарии

Что бы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, ты вы можете получить его прямо сейчас!

Нет комментариев